Человек, читая Евангелие, не может не обратить внимания на
то, что оно очень часто говорит о Царстве Божием.
Раскрытию природы, свойств и назначения Царства Божия
посвящены многие беседы и притчи Иисуса Христа. И это настолько было очевидно
современникам, что всю Его учительскую деятельность они назвали проповедью “Евангелия Царствия” (Мат. 4:23).
Но что
следует понимать под эти именем? Обозначает ли оно будущую загробную жизнь,
которая наступит после воскресения мертвых; или, может быть, — нынешнее
духовное состояние человека, его настроенность и общение с Богом; или —
общество, построенное на евангельских принципах; или — всемирное тысячелетнее
царство, управляемое святыми, о котором говорит книга Откровения (От. 20:4)?
Само
наименование “Царствие” предполагает
довольно большую и сложную общественную структуру — государство, империю.
Теперь задумаемся: если всё существующее ведет свое начало от Бога, ибо не
существует ничего такого, что не было бы создано Им, то Царство Божие, в принципе и по заданию — это весь Божий мир, вся необъятная вселенная, включающая в себя всё
видимое и невидимое! Так, думается, должно бы быть.
— Но в таком
случает, зная, что Бог бесконечно благ и справедлив, откуда возникает весь этот
разлад, катастрофы и разрушения, откуда все то зло: преступления, насилия и
несправедливости, болезни и смерть, — которые наблюдаются повсюду? Почему то, что должно быть, не совпадает с тем, что на самом деле есть?
— От греха и
непослушания Богу, — учит Священное Писание, от сознательного противления
Ему.
Именно в даре
свободы, которым Творец одарил нас,
людей (и ангелов), заключается возможность нарушать Его волю и законы и вносить
дисгармонию в ту красоту и порядок, которые должны были бы всюду существовать.
Свобода воли — это, как огонь, который дикарь может употребить или для
приготовления себе пищи и отопления в холодную погоду, или — для сожжения леса,
в пламене которого он может сам погибнуть.
В принципе
Бог мог бы “запрограммировать” нас, чтобы мы делали только “добро,” чтобы не могли бы вредить себе и другим, а совершали бы
только предначертанные для нас действия,
например, — ели, спали, размножались... Но в таком случае мы не были бы
свободно-нравственными существами, а лишь роботами или животными, движимыми
инстинктами природы. Мы оказались бы не только духовно-неполноценными, но и
лишенными возможности того блаженства, которое происходит от творчества и
вдохновения, от духовного роста и совершенствования, от сознательного творения
добра и дел любви. Хотя таких существ, не наделенных нравственной свободой,
живущих лишь по физическим законам, Бог создал великое множество, но они были
лишь подготовительной ступенью к созданию человека, ради которого Бог и создал
наш физический мир.
Господу по
Его непостижимой любви было угодно сделать нас не слепо-послушными “механизмами,” а свободными “детьми,”
которые бы сознательно любили Его и стремились к Нему, как к своему первообразу
и идеалу. Бог наделил человека большими духовными способностями, поселил его в
раю сладости, подчинил ему всю тварь, дал ему дерево жизни для того, чтобы он,
живя всегда здоровым и совершенствуясь, радовался
жизни. Какая честь и милость! И как благодарны должны
были быть Ему люди, поселенные в Эдеме!
Но, как мы
знаем, произошла трагедия: “научившись добывать огонь, дикарь сжег лес!” — К
счастью, не весь и не навсегда!
Здесь не
будем пересказывать всех подробностей духовной катастрофы человечества,
описанной в 3-й главе книги Бытия. Важно помнить, что в результате той трагедии
все люди рождаются с нравственно поврежденной природой, с предрасположенностью грешить. Первородный грех — это как
биологическое повреждение клетки, которое от родителей передается к детям.
Трагедия
человечества заключается в том, что люди одними своими добрыми намерениями и
усилиями не в состоянии излечиться от нравственной порчи, корни которой слишком
глубоко уходят в нашу духовно-физическую сущность.
Милостью Божией ни наша земля, ни ад — это темное царство зла,
которое создали себе демоны, — не распространились по всему Царству Божию. Они скорее отдельные “острова,” “карантинные изоляторы,” или темные пятна —
на фоне необъятно великого Царства Света и Добра. Повсюду, в особенности в
ангельском мире, царят жизнь, мир и
гармония. Все радуются в животворящем свете Творца, все благодарят Его за
бесконечную благость.
Лишь в нашем
обществе, отпавшем от Творца, слышатся стоны, ропот и проклятия. Люди
обманывают и обижают друг друга, “человек человеку стал волком.” По временам кажется, что духовная тьма совсем поглотит
наш мир и сделает его кромешным адом.
Но это не
случится! Мы знаем, и нам обещано Спасителем, что зло попускается только до
поры до времени. Сын Божий, второй раз придя в наш
мир, воскресит всех людей. Тогда все те, которые сознательно творили зло, все
насильники и злодеи, все те, которые ненавидели свет и радовались злу, вместе с
демонами будут ввержены в геенну огненную. Тогда
произойдет полное обновление мира. Все те, которые жили по Евангелию, любили
добро, искали истину, невинно страдали, тяготились ложью и насилием, будут
“спасены,” т.е. воссоединятся
с остальным Царством Божиим. То будет радость,
которую нельзя описать.
“И увидел я новое небо и новую
землю, — пишет апостол Иоанн в книге Откровения, — ибо прежнее небо и прежняя
земля миновали ... И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже;
ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло... Храма же я
не видел там, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его... И город [Новый
Иерусалим] не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо
слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец
[Сын Божий]. Спасенные народы будут ходить во свете
его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут
запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь
народов... И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл,
исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую
сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый
месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов... И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там,
и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог
освещает их” (из книги От. 21-22 главы).
Природа того мира настолько отлична от нашего физического
мира, что у автора не хватает слов, чтобы описать его. Одно ясно, что это
прекраснейший мир. Одно сознание осужденного грешника, что он никогда не сможет
попасть в него, думается, будет его тягчайшей мукой.
Вот почему
Евангелие с такой настойчивостью всех призывает прилагать все усилия,
жертвовать всем, включая своей временной жизнью, чтобы попасть в Царство Божие. Ведь оно — наше подлинное отечество, а этот мир в
своем нынешнем состоянии — чужд Богу и потому должен быть чуждым и нам.
Когда Сын
Божий, Господь наш Иисус Христос, пришел в мир, то Он застал Его в самом
плачевном состоянии. “Мир весь во зле
лежит” (1 Ин. 5:19). Зло в форме духовного
невежества и грубости нравов, в
бесправия слабых, наглой распущенности богачей, насилия и пошлости, скотского отупения толпы, разнузданной оргии низменных
страстей — было всеобщим явлением и
воспринималось, как нормальное. Поэтому духовное возрождение людей: просвещение
их умов и исправление нравов стало основным делом Спасителя.
“Люди,
изнывающие под бременем неправды и беззакония, — как бы так говорит Иисус
Христос. — Та жизнь, которую вы создали себе, не может дать желанного счастья.
Если хотите обрести его, то — покайтесь,
ибо приблизилось Царство Небесное.”
“Покайтесь” — вот первый Евангельский
призыв. Возможность получения Царства Божия обусловливается прежде всего покаянием. Русское слово
“покайтесь” недостаточно передает изначальную мысль. В подлиннике “покайтесь” —
“метаноитэ”
значит: измените ваш образ мышления, ваше отношение к жизни, всю градацию ваших
ценностей.
Сам призыв к
покаянию предполагает, что на земле возможна и осуществима жизнь иная, чем та,
которую ведут люди и под бременем которой сами стонут. Заблуждение, себялюбие,
злоба и беспорядочный поток низменных инстинктов — не представляют собою
нерасторжимых цепей. Наряду с ними в человеке, хотя бы в скрытом, потенциальном
виде, находятся лучшие, благородные и святые желания: любовь к истине, чувства
сострадания и братства, смутное тяготение к праведности. Если их не утерять, а
дать им раскрыться, они озарят внутренний мир человека небесным светом; жизнь станет неузнаваема: вместо пороков и постыдных страстей, в
сердце человека воцарятся мир, праведность и любовь.
Процесс
внутреннего обновления очень индивидуален. Он может наступить в человеке или
мгновенно, или постепенно. Всё зависит от той искренности и усилия воли, с
которым он обращается ко Христу. Только такие люди,
которые есть ныне в наличности, не
пригодны для Царства Божия: им надо измениться самым радикальным образом, осуществить коренную
переоценку своих мыслей, желаний,
стремлений и начать новую жизнь — словом: полностью проникнуться духом учения
Христова и стараться подражать Ему.
Но и одного
искреннего желания недостаточно: продолжительная нравственная болезнь подкосила
наши духовные силы, сама воля к добру стала шаткой и тусклой. Для коренного
изменения жизни, для полного ее поворота в сторону Царствия Божия
необходим приток свежих духовных сил. Нужно как бы снова родиться: “Если кто не родится свыше, не может
увидеть Царства Божия” (Ин. 3:1-3). Это рождение
к духовной жизни совершается Духом Святым, а проводником Его силы является вода
Крещения.
Благодать Божия — это первичный источник всех духовных сил и
способностей. Она — как солнце, дающее свет и жизнь всему нашему миру.
Отпав от
Бога через грех, люди лишились Его живительной силы, и потому духовно умерли.
Целью пришествия Христова является вернуть нам утраченное общение с Богом, а с
ним — утраченную жизнь. Вот почему обращение ко Христу
уподобляется воскресению из мертвых: “Наступает
время и настало уже, когда мертвые
услышат глас Сына Божия [Евангельскую проповедь] и,
услышав, оживут,” — говорил Спаситель (Ин. 5:25).
Проникая в
сердце грешника, благодать Божия первым делом
обнаруживает перед его сознанием все убожество и поврежденность его души.
Внезапно он, как от сна пробужденный, начинает сознавать всю трагичность своего
состояния, начинает страшиться за свою вечную участь и заботиться о том, как бы
избавиться от беды и спастись. Прежде он был слеп по
отношению к своему спасению, нечувствен и беспечен;
теперь и видит, и чувствует, и заботится. Но это еще не изменение, а только
возможность изменения и призвание к тому. Благодать как бы стучится в сердце
грешника и говорит ему: “Видишь, куда зашел, смотри же, прими меры к спасению.” Пробудится ли он и воспользуется этим внушением — благо
ему; не воспользуется — будет оставлен и снова погрузится в свой тяжелый сон.
Общая черта
покаянных чувств под действием благодати Божией есть
недовольство собой и искание чего-то высшего. Человек становится
неудовлетворенным ничем, что окружает его, ни своими преимуществами, ни тем,
чем обладает, хотя бы он был очень богат.
Слова “Если кто не родиться от воды и Духа...” (Иоан.
3:5) говорят о благодатном возрождении человека в воде Крещения и о приобщении
к благодати Святого Духа в Миропомазании. Другие духовные средства, данные нам
Спасителем, в особенности таинства Исповеди и Причащения, имеют целью закрепить
и усилить в нас духовные силы. Этому же помогают наши домашние и церковные
молитвы, христианские подвиги и добрые дела. Особое внимание надо обратить на
сердечную молитву, которая привлекает к нам благодать Божию
и делает нас храмом Духа Святого.
Благодать помогает человеку видеть
убожество и ничтожество всего земного и согревает сердце пламенной любовью к Богу. Постепенно в сознании
человека общение с Богом становится его главным богатством.
Отличительной
чертой того, что в душе человека начинает вселяться Царство Божие — это
то усердие и энтузиазм, с которым он воспринимает все
духовное. “Огонь пришел Я низвести на
землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся,” —
говорил Спаситель (Лк. 12:49). Как во время пожара пламя охватывает все здание,
так и огонь духовного горения должен захватить все существо христианина — его
мысли, интересы, чувства, желания, всю его деятельность. Но есть опасность
потерять общение с Богом. “Духа не
угашать” (1 Фес. 5:19), “в усердии не
ослабевайте, духом пламенейте,” — предупреждает
апостол Павел (Рим. 12:11).
Как начало
благого расположения полагается в нас особым внушением Божиим,
так им же подается нам и помощь к совершению добродетелей. От нас же зависит с
большей или меньшей готовностью покоряться внушению Божию
и принимать Его помощь. Мы заслуживаем награду или наказание, судя по тому,
ленимся ли или с благоговейной покорностью стараемся жить сообразно с волей Божией.
Процесс
духовного обновления происходит глубоко
в человеке, потому и сказано, что “не
придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут:
вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие
— внутри вас” (Лк. 17:20-21). К закреплению внутри себя этого Царства
должны быть направлены все наши усилия: “Ищите прежде всего Царства Божия и
правды Его, — говорит Спаситель, — и
остальное все приложится вам” (Мт. 6:33). Он не говорит: “Ищите только Царства Божия
и правды,” а “ищите
прежде
всего,” т.е. заботы о Царстве
Божием, стремления к правде в жизни должны быть первенствующими в нашем сознании.
Враг нашего
спасения только то и делает, что старается отвлечь нас от главного, подсовывая
нам всякие “срочные” и “важные” дела. Предостерегая нас от нового порабощения материальным, Господь убеждает: “Не заботьтесь и не говорите, что нам есть? или пить? или во что
одеться? потому что всего этого ищут язычники” (Мт. 6:31-32). Только люди с
непробужденным нравственным чувством удовлетворяются
материальными благами. Для сынов Царства Божия
внешний мир со всеми его благами может быть лишь средством к достижению главной цели, лежащей вне
его.
Как уже было
сказано, в данных условиях Царство Божие
осуществляется не столько во внешних социальных улучшениях, сколько в тех внутренних благотворных изменениях, которые оно производит в
людях. Царство Божие особенно
близко тем, которых гнетет этот пошлый и жестокий мир, которые томятся
собственными грехами и недостатками, которые задыхаются в атмосфере окружающей
их лжи и неправды, которые жаждут торжества добра и правды.
Проникнется
ли жаждой духовного обновления тот или другой человек — Царство Божие наступит для него. Проникнется ли этой жаждой тот или
другой народ — и Царство Божие наступит для данного народа. Для тех же, кто доволен
собой, кто счастлив существующим строем, кому смешно и непонятно стремление к
идеальному, кого не волнуют существующие ложь и беззакония, кто презирает
чистоту и бескорыстие, кто мечтает разбогатеть и гонится за мирским счастьем и
физическими удовольствиями — тому Царство Божие
странное и ненужное учение.
Царству Божию не суждено восторжествовать
в этом мире. Оно — “тесные врата, и узкий
путь,” которые не многие находят. Оно не
завершенное, а лишь строящееся
“здание.” Но
при всем этом оно вполне реальное явление,
осуществляющееся в мире со
дня пришествия на землю Спасителя. Оно постоянно растет и распространяется,
привлекая и как бы втягивая в себя духовно чутких людей из всех слоев общества,
всех национальностей и всех уровней развития. Оно —
организация (объединение) личностей, мыслей, сил, писаний, внешних
преобразований и явлений, направляемая Богом и совершенствуемая Его невидимой
благодатной силой. Царство Божие — это новая,
праведная жизнь, строящаяся на вере в Спасителя и на принятии Его учения.
Полное и
всем очевидное торжество Царства Божия осуществится
лишь после Второго пришествия Христова, когда общество
праведников сольётся с ангельским миром и станет Царством Небесным. Сейчас же
оно осуществляется лишь частично и неполно в сердцах верующих в меру их духовного преуспеяния.
Тем не менее благотворные
результаты или “плоды” этого Царства заметны в истории человечества после
Рождества Христова — в упразднении рабства, в исправлении нравов, в преодолении
жестокости и распущенности, в более гуманном законодательстве, в отмирании
суеверий, в большем уважении к
личности, в облагораживании всех отраслей искусства — в литературе, живописи,
архитектуре, музыке...
Итак, вся
жизнь и учение Спасителя были направлены к тому, чтобы заложить новые духовные
начала в человеческую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближним,
стремление к нравственному совершенствованию и святости. На этих началах нам
следует строить свое религиозное мировоззрение и свою жизнь.
Строя свою
жизнь на заповедях Христовых, мы утешаем себя мыслью, что Царство Божие непременно восторжествует, и на обновленной Земле
наступит обещанный мир, справедливость, радость и бессмертная жизнь. Молим
Господа сделать нас достойными наследовать Его Царство!
Таким образом даже здесь, под сводами гробниц страдальцев,
отдельные скорбные вздохи растворились в радостном гимне побеждающей веры.
Созерцание занимающейся над миром зари евангельского дня заставляет христиан
забыть свои горести и неудачи. Надо напоминать себе, что Царство Божие силою берется, и что только употребляющие усилие получают его.
Да приидет к нам Царствие Твое,
Господи!
Миссионерский Листок
# 83a
Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы
Copyright © 1999and Published by
Holy Protection Russian Orthodox Church
2049 Аrgylе
Аv, Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА
Редактор: Епископ Александр (Милеант)