Сам Бог повелел устроить рукотворенный храм:
"И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их" (Исх. 25, 8).
"Он построит дом имени Моему, и я утвержу престол царства его на веки" (2 Цар. 7, 13).
"и сказал мне: "Соломон, сын твой, построит дом Мой и дворы Мои, потому что Я избрал его Себе в сына, и Я буду ему Отцом" (1 Парал. 28, 6).
"Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру. И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его... и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы и поступали по ним" (Иез. 43, 10-11).
Это повеление Божие было исполнено:
"И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал" "И поставил Моисей скинию, положил подножие ее, поставил брусья ее, положил шесты и поставил столбы ее" (Исх.40, 16; 18).
"И построил Соломон храм и кончил его" (3 Цар. 6, 14).
"и сказал ему: "возьми сии сосуды, пойди и отнеси их в храм Иерусалимский, и пусть дом Божий строится на своем месте" (1 Ездр. 5, 15).
"Как возвеличим Зоровавеля? И он - как перстень на правой руке; также Иисус, сын Иоседека: они во дни свои построили дом и восстановили святый храм Господу, предназначенный к вечной славе" (Сир. 49, 13-14).
Господь освятил рукотворенные храмы:
"И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию" (Исх. 40, 34-35).
"явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне. И сказал ему Господь: "Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; сделал все по молитве твоей. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3 Цар. 9, 2-3).
"Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! Ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф" (Аггея. 2, 4; 9).
"и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф" (Аггея. 2, 7).
"и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником мне" (Исх. 40, 13).
Рукотворный храм есть место особенного присутствия Божия - он жилище Бога:
"Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его" (Пс. 131, 7).
"Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!" (Пс. 83, 2).
"И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их" (Исх. 25, 8).
"я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки" (3 Цар. 8, 13).
"и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем." (Мф. 23, 21).
Дом Господень:
"Возрадовался я, когда сказали мне: "Пойдем в дом Господень" (Пс. 121, 1).
"Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его" (Пс. 26, 4).
Рукотворенный храм Господь назвал Своим домом:
"И учил их, говоря: "Не написано ли: "Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов"? А вы сделали его вертепом разбойников" (Мк. 11, 17).
Господь повелел почитать храм:
"Субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите: Я Господь" (Левит. 26, 2).
За непочтение наказывал:
"Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул" (Мк. 11, 15).
Праведники почитали храм:
"воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его" (Пс. 28, 2).
"А я , по множеству милости твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем" (Пс. 5, 8).
"Одного просил я у Господа, только того ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его" (Пс. 26, 4).
Господь принимает молитвы в храме и принимает прошения:
"И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня" (Числ. 20, 6).
"И сказал ему Господь: "Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил меня; сделал все по молитве твоей. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3 Цар. 9, 3).
"Ныне очи мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем" (2 Парал. 7, 15).
Храм принимал Иисус Христос:
"Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул" (Мк. 11, 15). Удалив нарушителей святости храма, Господь остался Сам в храме с почитателями и учениками.
"Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь - ваше время и власть тьмы" (Лк. 22, 53).
Мы должны следовать за Христом:
"Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною" (Ин. 10, 27).
Принимали храм и апостолы:
"Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый" (Деян. 3, 1).
"Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление" (Деян. 22, 17).
Мы должны подражать апостолам:
"Будьте подражателями мне, как я Христу" (1 Кор. 11, 1).
Своим устройством храм рукотворенный должен напоминать истинное святилище небо:
"И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек" (Пс. 77, 69).
"Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие" (Евр. 9, 24).
На небе Иоанн Богослов видел престол:
"И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий" (Откр. 4, 2).
Жертвенник:
"и дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: "встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем" (Откр. 11, 1).
Кадило:
"И пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом" (Откр. 8, 3).
Семисвечник:
"И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих" (Откр. 4, 5).
Видел Иоанн Бога:
"Я обратился, чтобы увидеть чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и посреди семи светильников подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом" (Откр. 1, 12-13).
Ангелов:
"И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб" (Откр. 8, 2).
Святых людей:
"после всего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих" (Откр. 7, 9).
Земной, рукотворенный храм должен быть устроен по плану небесного:
"И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: "Встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем" (Откр. 11, 1).
Поэтому в нем должны быть: престол, семисвечник, жертвенник, кадило, фимиам, образы Господа, Ангелов и святых людей.
Храм нужен всем людям:
"И учил их, говоря: "Не написано ли: "Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов"? А вы сделали его вертепом для разбойников" (Мк. 11, 17).
Рукотворенные храмы будут до второго пришествия, т.е. вечно:
"Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2, 3-4).
"И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек" (Пс. 77, 69).
За отвержение рукотворенного храма Господь наказывает:
"Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: "Не пришло еще время, не время строить дом Господень"... Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши... Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, но не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька... Ожидаете много, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. - За что? Говорит Господь Саваоф: за мой дом, который в запустении, так как вы бежите каждый к своему дому" (Аггея. 1, 2; 5; 6; 9).
Против рукотворенных храмов протестанты приводят следующие возражения:
"Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: "Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих; какой дом созиждите Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?" (Деян. 7, 48-50). "Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет" (Деян. 17, 24). Этими словами изобличаются язычники и иудеи, думавшие, что Богу молятся только в храме. Язычники почитали своих богов за обыкновенных людей; для каждого своего ложного бога они строили храм и верили, что каждый бог живет только в своем храме, в другом же каком-либо месте его уже нет. Иудеи также думали, что Бог слышит молитвы только в их Иерусалимском храме; поэтому они и спорили с самарянами, поклоняющимися на горе Гаразин.
Обличая такое заблуждение, апостол Стефан и апостол Павел говорят, что Бог не в рукотворенных храмах живет, т.е. что бога нельзя всего поместить в каком-либо храме или доме, как человека. Бог вездесущ; Он напоминает собою небо и землю: "Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? Говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? Говорит Господь" (Иер. 23, 24).
Как же дерзают язычники думать, что Бог только в храме, а вне храма Его нет?
Православная церковь верует, что Бог вездесущ:
"Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]" (3 Цар. 8, 27).
"Куда пойду от Духа Твоего, И от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - ты там; сойду ли в преисподню - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: "Может быть тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью"; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет" (Пс. 138, 7-12).
Он живет на небе, и на земле, и в рукотворенном храме и в людях:
1) "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный вечно Живущий, - Святый имя Его: "Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных" (Ис. 57, 15).
"и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем" (Мф. 23, 21).
"Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: "Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2 Кор. 6, 16). и др.
2) "Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23, 38). Слова эти совсем не относятся к рукотворенному храму. Тут сказано: Дом ваш, а про рукотворенный храм сказано: - Дом Мой. Под домом вашим разумеется весь народ еврейский, потому что так называл его сам Бог устами пророков. "И сказал Он мне: "Сын человеческий! Кости сии - весь дом Израилев". "И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: Скажи, так говорит Господь: что говорите вы, дом Израилев, и что на ум вам приходит, это Я знаю" (Иез. 37, 11; 11, 5).
"И будет: как вы, дом Иудин и дом Израилев, были проклятием у народов, так я спасу вас, и вы будете благословением; не бойтесь, да укрепятся руки ваши!" (Зах. 8, 13).
"Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деян. 2, 36).
Еврейский народ назван домом пустым потому, что не уверовал в Иисуса Христа в лице первосвященников, книжников и фарисеев; за это у них больше не будет ни пророков, ни посланников Божиих, и Сам Господь оставляет их Своими милостями после того, как они не послушались Его и отвергли все Его попечения о них. "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и побивающий камнями посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели" (Мф. 23, 37). Про рукотворенный же храм Христос в той же главе сказал ясно: "клянущийся храмом клянется и Живущим в нем".
3) Мф. 24, 2 - "не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено". Храм Иерусалимский разрушен, отнят от иудеев за их грех . Отнято от них Царство Божие - виноградник с точилом и башнею за неверие в Сына Божия, за отвержения краеугольного камня и теперь передано нам христианам (Мф. 21, 43). Мы получили виноградник - Царство Христово: в этом винограднике должно быть точило - жертвенник, где проливается Кровь Христова во оставление грехов; должна быть башня - храм рукотворенный. Протестанты, хотя и приняли виноградник, но выбросили и точило и башню, т.е. растратили имущество Своего Господина; за это их ожидает жестокое наказание. (Мф. 21, 41).
4) "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3, 17). Духовный храм не отвергает и Православная Церковь.