Понятие о таинстве
Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного, через рукоположение Святительское, поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово.
Все верующие, как избранные Божии, называются священством:
"Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел..." (1 Пет. 2, 9).
Верующие называются священством святым потому что:
"сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1 Пет. 2, 5).
Из верующих Бог поставил:
"иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями" (1 Кор. 12, 28).
"И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями" (Еф. 4, 11).
Все верующие могут приносить духовные жертвы, т.е. благодарить и прославлять Бога, но не все могут учить и проповедавать:
"Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?" (1 Кор. 12, 29). "И как проповедовать, если не будут посланы?" (Рим. 10, 15).
"Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (Иак. 3, 1).
Проповедуют и учат пастыри:
"проповедуй слово, настой во время и не во время" (2 Тим. 4, 2).
"Проповедуй сие и учи" (1 Тим. 4, 11).
Пастыри пасут стадо Христово:
"Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28).
"Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас..." (1 Пет. 5, 1-2).
Три степени пастырства:
диаконы:
Деян. 6,1-6 - избрание и рукоположение семи мужей - диаконов.
"А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него" (Деян. 21,8).
"Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами..." (Флп. 1, 1).
Диаконы за благочестивую жизнь получают высшую степень, т.е. священство:
"Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести... Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса" (Тим. 3, 8-13).
Следующая высшая степень - есть священство или пресвитерство:
"Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали" (Деян. 14, 23).
"Из Милита-же послав в Еф, он призвал пресвитеров церкви"
Выше пресвитеров - епископы:
"Павел и Тимофей... всем святым... с епископами и диаконами" (Флп. 1, 1).
Епископы - преемники власти Апостолов, почему и называются товарищами и сотрудниками их:
"Впрочем, я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей" (Флп. 2, 25).
"Что касается до Тита, это мой товарищ и сотрудник у вас" (2 Кор. 8, 23).
"...послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом" (1 Фес. 3, 2).
Власть свою епископы получили через Апостольское рукоположение:
"По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (2 Тим. 1.6).
"Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства" (1 Тим. 4, 14).
Через рукоположение поставляет сам Дух Святый:
"Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церково Господа и Бога" (Деян. 20, 28).
Простые миряне не могут через свое рукоположение сообщать благодать Святого Духа, а тем более поставлять себе пресвитеров:
"Симон же (волхв), увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. (Деян. 8, 18-21).
Протестанты не получили власти от Апостолов рукополагать себе пресвитеров, а потому и не могут низводить Св. Духа, так как у них нет Апостольского преемства которое сохраняется в Церкви Божией .
Полноту своей власти Апостолы передали своим преемникам - епископам:
"Отходя в Македонию, я просил тебя прибыть в Ефес и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному" (1 Тим. 1, 3).
"Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил неоконченное..." (Тит. 1, 5).
Епископы одни рукополагают пресвитеров:
"...и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал" (Тит. 1, 5).
"Рук ни на кого не возлагай поспешно" (1 Тим. 5, 22).
Обвиняют пресвитеров:
"Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях" (1 Тим. 5, 19).
Награждают их:
"Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении" (1 Тим. 5, 17).
Епископы старше и по власти больше пресвитеров:
"Без всякого же прекословия меньший благославляется большим" (Евр. 7, 7).
Епископы распоряжаются всею Церковию:
"чтобы ... ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго..." (1 Тим. 3, 15).
Пастыри называются духовными отцами, а паства детьми:
"Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1 Кор. 4, 14-15).
Наставниками:
"Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны" (Евр.13,17, а также ст. 7).
Начальник над пастырями Христос:
"и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы" (1 Пет. 5, 4).
Пастыри имеют право получать вознаграждение за свои труды по примеру Христа:
"некоторые женщины... служили Ему имением своим" (Лк. 8, 2-3).
По примеру Апостолов:
"Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал. Ибо недостаток мой восполнили братья, пришедшие из Македонии" (2 Кор. 11, 8-9).
По заповеди:
"В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом". (Лк. 10, 7).
"Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? (Христиане не только содержали апостолов, но и семьи их)... Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?" (1 Кор. 9, 4-7).
"Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим" (Гал. 6, 6).
"Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1 Кор. 9, 13-14).
Укоряя православных пастырей за получение платы, протестанты ищут повода для своей похвалы, как искали ее лжеапостолы:
"чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых" (2 Кор. 11, 12-13).
Протестанты возмущаются "на каком основании православных священников называют "отцами", ведь это противоречит словам Иисуса Христа (Мф.23.8-10 )?Слово отец вообще неприемлимо." С таким же успехом протестанты должны назвать и св. апостолов противоречащими Христу, ибо в своих посланиях они часто употребляют слово "отец":
в отношении себя (1 Кор.4,14-15,Фил.2,22);
в отношении Авраама (Рим.4.11,12,16);
предков израиильских (1 Кор.10,1;1 Петр.17,18);
в отношении родителей к детям (1 Иоан.2,13; Гал 4,2; Еф.6,4; 1 Фес.2,11).
Следовательно не само слово является запретным, а придание ему определенного смысла в котором называемый "отцом" наделяется Божественными свойствами Отца Небесного т.е. Бога. Действительно отцов по плоти много , есть и отцы духовные, а Отец Небесный сотворивший все человечество один.
Точно также можно ответить и о словах "учитель" и "наставник", ибо учителями и наставниками духовными были и сами апостолы и их преемники епископы и пресвитеры (1 Кор.12,28; Евр.13.7,17; Еф.4,11).Сам Христос назвал Никодима-учителем(Иоан.3,10).
В Евангелии от Матфея 23,8 говорится об одной вере истинной, данной людям одним Учителем Небесным- Христом . Нужно признавать лишь одно учение - Христово, сохраненное через апостолов в Церкви Православной, и не признавать учение человеческое данное многочисленным сектам их основателями .
Часто протестанты, сравнивая одежды фарисеев с одеждами священников, ссылаются на слова Христа (Мф. 23, 5; Лк. 20, 46), что он якобы сам обличает православные рясы и проч.
Говоря о воскрилиях одежд евреев, нужно вспомнить историю их появления.
Воскрилия - кисти на краях одежды у евреев были для памятования о заповедях Господних:
"объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и они будут в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни" (Числ. 15, 38-39).
Фарисеи, чтобы показать свою праведность, увеличивали хранилища свои и кисти дабы люди видели как много дел закона они исполняют более всех других, за что и осудил их Господь Иисус Христос. Закон, имели власть читать и толковать одни священники, а царь имел только список:
"И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам (сынов) Израилевых, ... читай сей закон пред всем Израилем вслух его" (Втор. 31, 9-11, 24-26).
"Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов?" (Втор. 17, 18).
Народ-миряне должны поучиться у священников.
"Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа" (Малах. 2, 7; Сир. 45, 21).
Книжники-миряне самовольно взялись учить народ закону, за что и осудил их Господь.
В Новом Завете, Слову Божию поучают законные пастыри и учители:
"И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями" (Еф. 4, 11).
Протестанты самовольно взялись учить народ, как книжники и фарисеи.