Субботу Господь "освятил" между другими днями недели в память окончания творения мира:
"И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт. 2, 3).
Но до синайского законодательства суббота не праздновалась: повелено работать во все дни:
"проклята земля за тебя; со скоробью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей" (Быт. 3, 17).
Повеление праздновать субботу дано не в раю, а в пустыне Син, затем повторено на горе Синае:
"И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им через раба Твоего Моисея" (Неем. 9, 13-14; Исх. 19, 18; 20, 8).
Суббота дана только народу еврейскому на память об избавлении от рабства египетского:
"Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой" (Втор. 5, 12).
"помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний и свято хранить его" (ст. 15).
Суббота служила знаменем завета еврейского народа с Богом:
"скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас" (Исх. 31, 13) а также (Иез. 20, 10-12 и ст. 20).
А также для того, чтобы людей увлекающихся заботами заставить хоть один день в неделю освобождаться от рабства плоти и в этот день всецело служить Богу своему:
"Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность" (Евр. 4, 10-11).
Нужно вспомнить что слово "суббота" на еврейском языке означает "покой".
Древний мир был опорочен грехами и преступлениями людей. Народ оказался неспособным "успокоиться" для Бога даже на один день недели:
"зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний?" (Неем. 13, 17).
"новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование" (Ис. 1, 13).
"Но дом Израилев возмутился против Меня... по заповедям Моим не поступали... и субботы Мои нарушали" (Иез. 20, 13).
"Святынь Моих ты не уважаешь и субботы Мои нарушаешь" (Иез. 22, 8).
В следствие того Богу надлежало падший мир воссоздать и обновить:
"Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаемы и не придут на сердце" (Ис. 65, 17).
Такое обновление мира Иисус Христос и совершил после страданий через Свое Воскресение из мертвых - посредством Своей победы над темными силами ада.
"Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим. 6, 3-4).
В памятование этого христиане празднуют "новый день", воскресенье (Евр. 4, 6-11 ст.). Как день решительной победы жизни над смертью (Рим. 8, 38-39).
С наступлением новозаветных дней суббота утратила свое значение:
"Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь" (Иер. 31, 31-32).
Сам Господь Иисус Христос Своей честною Кровью установил Новый завет:
"сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22, 20, Мф. 26, 28).
"Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел ... И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное" (Евр. 9, 13-15).
Что говорит христианская древность о праздновании воскресного дня?
"Первый день недели" уже в Апостольские времена назывался "днем воскресным".
"Я был в духе в день воскресный" (Откр. 1, 10).
А также "первым днем недели"
"По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб" (Мф. 28, 1).
В этот день первые христиане сходились в богослужебные собрания и причащались:
"В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба" (Деян. 20, 7 ст. и 11 ст.).
Суббота в еврейской неделе была последним днем (Быт. 2, 3) значит, не в субботу, а именно в воскресенье, как первый день христ. недели, особенно любили собираться верующие в Апостольские времена.
Этот же день преимущественно посвящался ими на дела благотворения, как праздничный: "При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду" (1 Кор. 16, 1-2).
Некоторые протестанты (напр. адвентисты) ссылаются на самих апостолов якобы не нарушавших предписаний закона о субботе" (Лк. 23, 56).
Действительно, не все христиане сразу стали праздновать воскресенье вместо субботы. В числе первых верующих христиан было немало обращенных из иудейства. Эти люди в христианскую жизнь принесли с собою любовь к старым еврейским установлениям. Они то и поддерживали субботу, как праздник, будто бы не подлежащий замене другим днем (Исх. 31, 14-15).
Именно поэтому св. Апостолы, как евреи по рождению и воспитанию, сначала тоже не нарушали предписаний закона о субботе.
Однако по сошествии Св. Духа на св. Апостолов, их отношение к субботе резко изменилось. Эту перемену в настроении особенно ярко определил ап. Павел. Он написал христианам из язычников, не питавшим расположения к еврейским обычаям:
"никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу" (Кол. 2, 16. Сравн. Иер. 17, 27 и Ин. 5, 8-9).
Христос сказал:
"Суббота для человека, а не человек для субботы"(Мрк.2,27).
"Сын Человеческий есть господин субботы" (Мф. 12, 8; Мф. 2, 28; Лк. 6, 5).
Из слов св. Апостола мы можем заключить, что для нас более необязательны во Христе не только законы еврейские о пище, но о праздниках как и о субботе, в отличие от других праздников, Апостол явственно дает понять христианам, что для них - не праздник и суббота недели, потому что субботы в Библии все называются Господними (Лев. 23, 38), а они - "есть тень будущего, а тело - во Христе" (Кол. 2, 17).
Справедливость изложенного толкования объясняется словами самого ап. Павла в послании к Евреям. Здесь седьмому дню недели - дню покоя, в который люди так и не вошли, св. Павел, противополагает в Новом завете "ныне", еще "некоторый день", "другой день" (Евр. 4, 4, 6, 7, 8-9). В послании к Евреям Ап. Павел, таким образом ясно говорит о необходимости замены еврейской субботы, как праздничного дня недели, "другим днем" - каким для христиан только и может быть воскресенье.
64 ап.пр. - о воскресеньи.