Православная Церковь верует, что спасение совершено Господом по любви к грешному человеку:
"Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася". (3-й член Символа Веры).
Притча о виноградарях (Мф. 21, 33-41).
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16).
До пришествия Христа все люди были во власти греха:
"Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху" (Рим. 7, 14).
"Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим. 7, 19-20).
"Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим. 7, 24).
Христос освободил, искупил людей от рабства греховного:
"Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха" (Рим. 7, 25).
"потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8, 2).
Люди спасены от греха прародительского:
"Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде" (Рим. 3, 25).
"И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное" (Евр. 9, 15).
"А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов" (2 Пет. 1, 9).
Спасение совершено Господом однажды:
"иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею" (Евр. 9, 26).
"По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа" (Евр. 10, 10).
Спасение от прародительского греха и рабства диавола Господь совершил только по любви Своей, люди не заслужили этого своими делами:
"Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит. 3, 4-5).
"Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2, 8-9).
"получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим. 3, 24).
Своею смертию Иисус Христос призвал людей от рабства греховного к свободе:
"К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу" (Гал. 5, 13).
Люди были чадами гнева:
"между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие" (Еф. 2, 3).
Теперь стали сынами Божиими:
"Ибо все вы - сыны Божии по вере во Христа Иисуса" (Гал. 3, 26).
Детьми Его:
"Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (1 Ин. 3, 2).
Были мертвы для совершения добрых дел:
"И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим" (Еф. 2, 1).
Теперь оживотворены:
"и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены," (Еф. 2, 5).
Были немощны для борьбы с грехом:
"Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых" (Рим. 5, 6).
Теперь все могут:
"Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Филл. 4, 13).
Были чужими для Бога:
"что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире" (Еф. 2, 12).
Теперь свои Богу:
"Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" (Еф. 2, 19).
Люди получили доступ к Благодати:
"Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией" (Рим. 5, 1-2).
Теперь спасение стало ближе к нам:
"Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали" (Рим. 13, 11).
Для получения этого спасения нам дарованы Богом все силы и средства:
"Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию" (2 Пет. 1, 3).
Со своей стороны человек должен приложить все старание для получения спасения. Он сам должен отозваться на голос призывающей его благодати и выразить свое согласие идти за Христом:
"Тогда Мария сказала: "се, Раба господня; да будет Мне по слову твоему". И отошел от Нее Ангел" (Лк. 1, 38). (Пресвятая Дева Мария выразила согласие быть Матерью Божией).
"Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3, 20).
Чтобы достигнуть вечного блаженства, каждый человек должен употребить:
Терпение:
"терпением вашим спасайте души ваши" (Лк. 21, 19).
Старание:
"Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь" (2 Пет. 1, 3-7).
Шествие по стопам Христа:
"Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1 Пет. 2, 21).
Участие в страданиях Его:
"Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1 Пет. 4, 13).
"потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Филл. 1, 29).
"чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его" (Филл. 3, 10).
Собственное усилие:
"От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12).
Скорби:
"утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян. 14, 22).
Вера и добрые дела:
"Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?" "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут". "Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак. 2, 14; 19; 17).
"Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его" (Откр. 22, 12).
"ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5, 10).
Соблюдение всех правил и повелений Божиих:
"Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф. 19, 17).
"Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: "мы рабы ничего не стоящие; потому что сделали, что должны были сделать"" (Лк. 17, 10).
Личное достоинство:
Пример: Притча о брачном пире (Мф. 22, 1-16).
"Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: "друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?" Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: "связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 22, 12-13).
Кто уверен в получении Царства Небесного, тот обманывает себя:
"Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин. 1, 8).
Уподобляется Корею, Дафану и Авирону:
"И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?" "и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество". (Числ. 16, 3; 32).
Почти все сектанты говорят, что они уверены в получении своего спасения и непременно будут в раю. В доказательство этого ссылаются на: (2 Кор. 5,1)"Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный". Но здесь говорится про то, что есть еще будущая жизнь, вечная. Чтобы получить ее, надо сохранить веру и иметь добрые дела. "только бы нам и одетым не оказаться нагими" (2 Кор. 5, З).
"Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4, 7-8). - апостол Павел был уверен, что его ждет блаженство, венец. В указанном месте говорится про "венец правды" т.е. про воздаяние за дела. Кто что заслужил, тот то и получит: если жил хорошо, соблюдал заповеди, - получишь венец правды - блаженство: если отступил от веры, явился нагим, в небрачной одежде, т.е. без добрых дел, - получишь венец правды - осуждение на мучения. Вот что значит венец правды.
"Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь". (1 Кор. 4, 4).
"Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано" (Мк. 10, 36-40).
Наше спасение совершается нами при помощи благодати Божией, но еще не закончено:
"Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить" (1 Кор. 9, 24).
"Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение" (Филл. 2, 12).
"Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали" (1 Кор. 15, 1-2).
Спасение откроется в последнее время:
"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому," "силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время" (1 Пет. 1, 3; 5).
"Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда: ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться?" (Рим. 8, 24). "Ибо много званых, а мало избранных" (Мф. 22, 14).
Нельзя говорить с уверенностью, что мы заслужили Царствие Небесное:
"Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Филл. 3, 13-14).
Каждый из нас может потерпеть кораблекрушение в вере: "имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере" (1 Тим. 1, 19).