Для протестантов

о Православии и Библии



"...не плачь; вот, лев от колена Иудина,
корень Давидов, победил..."

О святых иконах


(икона: "Спаситель Еммануил")

Храм своим устройством должен напоминать небо:

"И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек" (Пс. 77, 69).

"И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним" (Иез. 43, 11).

В Ветхом Завете Бог не показывал всем людям Своего Лица. Поэтому Его образ напоминал ковчег завета, устроенный по повелению Господа:

"Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец витый" (Исход. 25, 10-11).

"там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать через тебя сынам Израилевым" (Исход. 25, 22).

Ковчег - лице Господа:

"И положил Моисей жезлы пред лицем Господа в скинии откровения" (Числ. 17, 7).

Образ Его:

"А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим" (Пс. 16, 15).

Назывался Господом:

"Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым" (Числ. 10, 35-36).

Святых Ангелов напоминали иконы их:

"и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки" (Исх. 25, 18).

"Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою" (Исх. 26, 1).

"И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне" (3 Цар. 6. 29).

"От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри н снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лице львиное; так сделано во всем храме кругом" (Иез. 41, 17-19).

"Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех" (Иез. 1, 10).

Ветхозаветные праведники не были прославлены, ждали избавления в аду:

"которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (1 Пет. 3, 19).

Были записаны в книгу жизни только имена их:

"прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал" (Исх. 32, 32).

В подражание этой небесной книге было повелено для памяти вырезать имена святых людей:

"И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых: шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне, по порядку рождения их; чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда и положи два камня сии на нарамники ефода: это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти" (Исх. 28, 9-12).

"На подире его был целый мир, и славные имена отцов были вырезаны на камнях в четыре ряда, и величие Твое - на диадиме головы его" (Прем. 18, 24).

"Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его все возвещает о Его славе" (Пс. 28, 9).

Новозаветный храм должен быть образом истинного святилища неба:

"Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие" (Евр. 9, 24),

В Новом Завете Господь показал всем людям лице Свое:

"И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин. 1, 14).

"О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни" (1 Ин. 1, 1).

"Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца"?" (Ин. 14, 8-9).

Ветхозаветные образы и сам храм должны быть исправлены:

"Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с явствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления" (Евр. 9, 9-10).

Вместо ковчега завета должны быть изображения Лица Божия так, как Он показал Себя:

Бог - Отец: "В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм ... И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Ис. 6, 1, 5).

"Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь" (Дан. 7, 9).

Ветхозаветное явление Св. Троицы: "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли" (Быт. 18, 1-2).

Бог - Сын: Показал Себя в событиях земной жизни:

"Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Фил. 2, 6-7).

"Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа" (Евр. 2, 17).

"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин, 1, 18).

"и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф. 2, 11), - Христос Младенец.

"И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник" (Лк. 2, 42), - отрок.

"Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов" (Лк. 3, 23), - взрослый человек.

(Мф. 8, 23-34) - чудотворец.

(Лк. 23, ЗЗ) - распятый.

(Ин. 19, 41; Мф. 27, 59-60) - Христос погребенный.

(Мф. 28, 9-20) - воскресший.

(Лк. 24, 50-53) - Христос вознесшийся.

(Ин. 1, 14) - Христос во славе;

"Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали" (Мф. 13, 16-17).

Бог Дух Святый: "Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лк. 3, 21-22).

"И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян. 2, 3-4).

Новозаветное явление Св. Троицы: "И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мой благоволение" (Мф. 3, 16-17).

Вместо имен святых людей должны быть изображения их:

"После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!" (Откр. 7, 9-10).

Бог освятил св. иконы:

"и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег скинии откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится" (Исх. 30, 25-29).

"И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию" (Исх. 40, 34).

"И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; сделал все по молитве твоей. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3 Цар. 9, 3).

"И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью... Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул" (Мк. 11, 11, 15) - а иконы св. ангелов оставил и назвал их вместе с храмом домом Своим.

Осмотрел, сказано все, значит Христос видел и иконы, но не удалил их из храма, а опрокинул только столы и скамьи, как предметы, явно нарушавшие святость храма.

Через иконы Господь творил чудеса:

"то, лишь только несущие ковчег завета Господня вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана - Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, - вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан" (Нав. 3, 15-17);

(1 Цар. 5 и 6 главы) - Ковчег во время пребывания своего у филистимлян уничтожил идола Дагона, наказал жителей язвами и голодом.

(Нав. 6, 1-26) - падение стен Иерихона;

Повелел людям почитать их:

"Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь" (Лев. 19, 30).

"воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его" (Пс. 28, 2).

За непочтение наказывал:

"И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию, чтобы придержать его, и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: "поражение Озы" (2 Цар. 6, 6-8).

(1 Цар. 5, 2 и далее) - За то, что филистимляне поставили ковчег Божий в капище, сравняли его с идолом своим, Господь жестоко наказал их за такое надругательство и кощунство над святыней: "И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние" (1 Цар. 5, 6).

Праведники почитали св. иконы и поклонялись:

"А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем" (Пс. 5, 8).

"Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно" (Пс. 98, 5).

"Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои" (Нав. 7, 6).

"Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения" (Деян. 24, 11).

Почитал св. иконы и Господь Иисус Христос; это видно из того, что Он оставил их в храме.

Делают иконы избранные Богом мастера, одаренные искусством:

"смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина... и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе" (Исх. 31, 2; 6).

Искусству иконописи Веселеил и Аголиав научили и др. Людей:

"и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова" (Исх. 35, 34).

Святые иконы повелено делать из различного материала:

"работать из золота, серебра и меди, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела" (Исх. 31, 4-5).

Повелено украшать их:

"и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец витый... и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки" (Исх. 25, 11, 18).

Заповедь о св. иконах в Новом Завете не отменена, следовательно, ее надо соблюдать: (Исх. 25, 10-11; 18-22; 26, 1; 28, 9-12).

Иисус Христос был осязаем:"О том,что было от начала, что мы слышали, что видели своими чами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни.."(1Иоанна 1,1),следовательно Он был изобразим.

При апостолах было уже изображение Иисуса Христа распятого:

"О, несмысленные Галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?" (Гал. 3, 1).

Были святые иконы и у первых христиан: об этом свидетельствует история церкви и вещественные памятники. Так на стенах первых христианских храмов находят иконы Господа, Божией Матери и св. апостолов. Если об иконах было умолчено в слово Божием, то свидетельства памятников должны бы вразумить протестантов, ругающихся над святынями. Против них и камни вопиют:

"Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют" (Лк. 19, 40).

Икона- слово греческое, и означает образ, но не простой, а священный, преимущественно Бога в тех образах, в каких Он показал себя людям; Божьей Матери, Ангелов и св. людей. Иконы это только портреты, а не живые существа и почесть которую воздают иконам переходит на первообраз.

Идолы - изображения богов ложных, выдуманных язычниками:

"Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого" (1 Кор. 8, 4).

Они вымышлены:

"Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого" (Деян. 17, 20).

Идолы установлены язычниками без повеления Божия, поэтому они пустота:

"Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора" (Иер. 10, 3).

Язычники почитали за богов:

"Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила" (Прем. 13, 1-2).

"Притом они почитают животных самых отвратительных, которые по бессмыслию сравнительно хуже всех. Они даже некрасивы по виду, как другие животные, чтобы могли привлекать к себе, но лишены и одобрения Божия и благословения Его" (Прем. 15, 18-19).

"и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (Рим. 1, 23). (Прем. 13, 10-19).

Идолом и называются изображения всех ложных богов, выдуманных язычниками. Например, змея, признаваемая за бога, или человек - есть кумир, а изображения их, почитаемые также за бога, есть идол. Язычники почитали за живых богов и сами вещества: золото, серебро, камень - уподобляли всему этому существа богов:

"А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой"" (Ис. 44, 17).

Почитание идолов сопровождалось человеческими жертвами и блудодейством:

"но смешались с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, которые были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, - и осквернилась земля кровью" (Пс. 105, 35-38).

"ибо они прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали, и сыновей своих, которых родили Мне, через огонь проводили в пищу им. Еще вот что они делали Мне: оскверняли святилище Мое в тот же день, и нарушали субботы Мои; потому что, когда они заколали детей своих для идолов своих, в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернять его: вот как поступали они в доме Моем!" (Иез. 23, 37-39).

Можно ли после всего этого иконы приравнивать к идолам и надругаться над ними?

"Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?" (2 Кор. 6, 14-15).

"чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого" (Лев. 10, 10).

"Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто" (Иез. 44, 23).

Через иконы Православная Церковь исповедует Бога, Пришедшего во плоти:

"Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире" (1 Ин. 4, 1-3).


Читайте еще:

"Икона - не идол"

Диалог православного христианина с протестантом об иконопочитании

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Зачало.Ru - Хостинг православных сайтов